Облепиха

И.В. Мичурин многократно (1932 и 1934 гг.), настойчиво рекомендовал сибирякам и дальневосточникам вести поиск лучших форм среди дикорастущих плодовых и ягодных растений, в том числе и облепихи, вводить их в культуру, обогащая породный состав садов. В его питомнике росла облепиха, о чем он сообщал в газете «Русское плодоводство» в 1885 г., а позднее – о получении в 1913 г. семян облепихи из Читы.

Алтай, Бурятия, Тува, Монголия являются генцентрами наиболее ценных морозостойких экотипов облепихи крушиновой (Hippophae rhamnoides). Среди сибирских экотипов в природных популяциях встречаются слабоколючие формы, сравнительно крупноплодные, с высоким содержанием масла – и каротиноидов. Местное население Алтая и Восточной Сибири с давних времен использовало плоды дикорастущей облепихи для приготовления киселей, наливок.

Первые попытки селекционного отбора облепихи были предприняты сотрудниками Красноярской плодово-ягодной опытной станции. В 1933 г. В.М. Крутовский в саду Лалетинского филиала опытной станции посадил 50 трехлетних растений, полученных из Бурятии. К 1939 г. на изучении было уже 300 плодоносящих сеянцев. Среди них Р.П. Богословская отобрала 14 урожайных форм с высоким содержанием в плодах витамина С. В 1951-1956 гг. Н.С. Симаков выделил еще 8 отборных форм. Однако они не были размножены, со временем утрачены и селекционная работа была прекращена.

Введение облепихи в культуру осуществлено коллективом НИИСС имени М.А. Лисавенко, выведены первые в мире сорта этой культуры на Алтае, разработаны технологии вегетативного размножения и возделывания, налажено производство посадочного материала в промышленных масштабах. Многогранная широкомасштабная научная работа и производственная деятельность института обеспечила возможность введения облепихи в культуру. Считаем это одним из основных достижений ученых-садоводов Сибири.

Начало селекционной работы по облепихе было положено М.А. Лисавенко со сбора в 1933 г. семян катунского экотипа и посева их в Горно-Алтайске весной 1934 г. Первые отборные формы среди плодоносящих сеянцев были выделены Ф.Т. Шеиным, но они, к сожалению, погибли после пересадки. В 1950 г. среди уцелевших насаждений Ж.И. Гатин (студент-практикант ТСХА) отобрал по урожайности и качеству плодов 21 форму, 3 из них позднее получили сортовые названия.

С 1954 г. селекционная работа по облепихе ведется в г. Барнауле канд. с.-х. наук Ж.И. Гатиным (в 1954-1964 г.) и доктором с.-х. наук Е.И. Пантелеевой (с 1959 г.), а последние годы и молодыми учеными, кандидатами с.-х. наук Ю.А. Зубаревым, Е.В. Одеровой, А.В. Гуниным.

К 1965 г. в НИИСС был собран богатейший исходный материал для селекции 11 эколого-географических форм. В 1959 г. были получены саженцы крупноплодной отборной формы даурского экотипа И.П. Елисеева из Нижегородского СХИ (получившего позднее сортовое название Щербинки 1). В селекцию были вовлечены 8 экотипов облепихи: катунский, чулышманский, чуйский (из Горно-Алтайска), саянский (из Тувы), даурский (из Читинской области), тяньшанский (из Узбекистана), ютландский, калининградский (из ботсада МГУ). Первые 5 алтайских сортов являются сеянцами катунского экотипа (F1). С 1958 г. начата гибридизация отборных форм, а затем и сортов с лучшими мужскими формами различных экотипов, с 1959 г. ведутся многоступенчатые скрещивания. В 1964 г. были приняты на госсортоиспытание первые 3 сорта НИИСС – Новость Алтая, Дар Катуни и Золотой Початок. В 1965 г. они были районированы в Алтайском крае.

За 50 лет в НИИСС выведено 37 сортов облепихи (5 из них совместно с сотрудниками Красноярской и Минусинской опытных станций, проводивших экологическое изучение алтайских элитных форм).

На разных этапах задачи селекции уточнялись с учетом требований производства и фармацевтических предприятий. Уточненной селекционной программой на 2005-2010 гг. предусматривается выведение зимостойких сортов различных сроков созревания, с компактной, среднерослой кроной (не выше 2,0 м), без колючек, с ежегодной урожайностью не менее 8,0-10,0 т/га, устойчивых к болезням и вредителям, пригодных к механизированной уборке урожая. Плоды должны иметь среднюю массу не менее 0,6 г, прочную кожицу, плотную мякоть, сухой отрыв, плодоножку длиной 5-10 мм, прочность связи их с ветвями не более 130,0 г. В плодах должно быть масла – не менее 7,0 %, витамина С – не менее 100,0 мг%, каротиноидов – не менее 30,0 мг%, пектиновых веществ не менее 0,5 % (на сырой вес) [29]. Для выращивания в садах населения, кроме того, предусматривается выведение крупноплодных (0,9-1,0 г), сладкоплодных сортов для потребления в свежем, замороженном виде и для различных видов переработки.

Учеными Бурятской плодово-ягодной опытной станции под руководством Э.Г. Сократовой в 1968 г. проведен первый отбор лучших форм среди дикорастущих популяций тункинского экотипа облепихи, с 1976 г. была начата работа по окультуриванию дикорастущих зарослей, агротехнике, сортоизучению и селекции облепихи. К настоящему времени селекционерами станции выведено 8 зимостойких, засухоустойчивых сортов селенгинского и тункинского экотипов (Баян Гол, Ацула, Аяганга, Байкальский Рубин, Заря Дабат и др.).

В 70-х годах ХХ столетия в селекционную работу по облепихе включились ученые Института цитологии и генетики СО РАН (Н.С. Щапов, Л.П. Солоненко и др.). Совместно с сотрудниками Новосибирской зональной плодово-ягодной опытной станции ими выведено 12 сортов. Они являются гибридными потомками F1 и F2 катунского экотипа (Дружина, Зарница, Золотой Каскад, Ивушка, Каприз и др.), сорт Зырянка выведен с использованием метода радиационного и химического мутагенеза. В ИЦиГе под руководством Н.С. Щапова были выведены сорта и отборные формы с использованием методов отдаленной гибридизации, химического и радиационного мутагенеза и др. Конкурсное сортоизучение проводилось на Новосибирской ЗПЯОС.

Используя методы И.В. Мичурина (посев семян лучших дикорастущих форм и гибридизацию отдаленных эколого-географических форм) селекционерами Сибири выведено более 50 сортов облепихи. Они намного превосходят дикорастущие формы по урожайности, качеству плодов. Основными недостатками дикорастущих форм являются сильная колючесть побегов и мелкоплодность, затрудняющие сбор урожая. Большим достижением селекции является выведение 23 сортов совсем без колючек (Алтайская, Августина, Ажурная, Витаминная, Джемовая, Превосходная, Минуса, Солнечная, Баян Гол, Саяна, Дружина, Огнистая, Подруга и др.). Созданы 24 крупноплодных сорта со средней массой плодов 0,7-0,9 г и даже более 1,0 г (Августина, Ажурная, Жемчужница, Великан, Елизавета, Обильная, Пантелеевская, Чуйская, Сударушка, Росинка, Наран, Парад, Подруга и др.) позволяющие намного увеличить производительность труда при ручном сборе плодов (до 100-150 кг за 8 рабочих часов).

Учитывая основное сырьевое назначение облепихи для производства лечебных препаратов, селекция ведется на повышенное содержание в плодах масла – и каротиноидов. Удалось создать несколько сортов с высоким содержанием (от 30 до 53 мг%) каротиноидов (Чечек, Чулышманка, Живко, Ивушка, Зарница, Красный Факел, Парад, Сибирский Румянец) и масла более 7 % (Витаминная, Новость Алтая, Обская, Сударушка, Сибирская, Улала, Чечек). Выведены и первые сладкоплодные сорта (Любимая, Теньга, Алтайская, Жемчужница). Созданы сорта устойчивые к облепиховому галловому клещу. Ведется селекция на устойчивость к облепиховой мухе, сорта Масличная, Сибирская, Янтарная, Солнечная меньше других повреждаются ею. Новость Алтая, Солнечная, Чулышманка меньше подвержены усыханию (фузариозному увяданию).

В условиях лесостепи Алтайского края в НИИСС средняя урожайность сортов Чуйская, Чечек, Теньга, Иня, Алтайская, Елизавета за первые 7 лет плодоношения (1994-2000 гг.) составила от 13,5 до 16 т/га, максимальная по сорту Чуйская – 28,7 т/га при схеме размещения 4 х 2 м.

Среди сортов и отборных форм ведется поиск пригодных к механизированной уборке урожая. Выявлены раннеспелые и позднеспелые сорта и отборные формы, позволяющие продлить период уборки урожая до двух месяцев.

Всего в Сибири к настоящему времени выведено 61 сорт облепихи, 37 из них включены в Госреестр (2004 г.), 20 – проходят государственное сортоиспытание.

Продолжается работа по выведению более совершенных сортов, с высокой адаптацией к изменяющимся экологическим и климатическим факторам. Для этого научные учреждения Сибири, в частности НИИСС, имеют богатейший генофонд. Созданы доноры и источники ценных признаков. Постоянно совершенствуется сортовая технология.

Сибирские сорта облепихи – потомки местных экотипов хорошо адаптированы в экстремальных климатических условиях Сибири, ежегодно плодоносят даже после наиболее суровых зим. Это позволяет считать облепиху промышленной, высокорентабельной, страховой культурой сибирского садоводства.

В селекционной работе по облепихе в НИИСС под руководством М.А. Лисавенко (1933-1967 гг.) и И.П. Калининой (с 1968 г.) участвовали научные сотрудники Ф.Т. Шеин, Ж.И. Гатин, Е.И. Пантелеева, Т.М. Плетнева, К.Д. Гамова, Е.Е. Шишкина, О.А. Никонова, в последнее десятилетие – Ю.А. Зубарев, Е.В. Одерова, А.В. Гунин.

В создании новосибирских сортов принимали участие Н.С. Щапов, В.К. Креймер, А.М. Белых, Л.А. Гончарова, Е.А. Карпова, Г.М. Воробьева, Н.В. Калоша; в создании бурятских сортов – Э.Г. Сократова, Г.М. Захарова, Н.Н. Платонова, Б.Т. Жигульский, К.А. Арбаков, Т.И. Прокофьева, Н.Т. Мяханова, В.Г. Самсонова, Д.А. Маркова; красноярских – В.Ф. Иванова; минусинских – Т.К. Смыкова.

Яндекс.Метрика